2020
США, Канада, Китай

Фильм рассказывает об одном эпизоде битвы за Атлантику, когда немецкие подлодки практически безнаказанно топили американские конвои в Европу. Дальность полета морской авиации на начало войны не позволяла противолодочным самолетам сопровождать конвои хотя бы до середины Атлантического океана, а там передавать их под защиту британской авиации. Создавалась брешь, где корабли были вынуждены идти без воздушного прикрытия и полагаться только на корабли охранения. Называлась эта брешь среднеатлантическим разрывом. С появлением сверхдальней авиации в 1943 году разрыв закрыли. Это не защищало от самих атак немецких подлодок, но делало практически каждую такую атаку кригсмарине последней.
Картина начинается перед Новым 1942 годом. Американский капитан встречается почему-то на каком-то вокзале со своей старой знакомой блондинкой и фактически делает ей предложение. Та отвечает, что надо бы подождать конца войны. Так, как и капитан (Хэнкс), и блондинка уже немолоды и это видно, то сразу же возникает вопрос: подруга, ты в паспорт давно смотрела? Тебе завтра исполнится 820 лет, а ты предлагаешь еще подождать? Не слишком ли ты разборчивая невеста? Впрочем, блондинку мы больше не увидим. Она появится в виде воспоминания Хэнкса об этой встрече, но флешбэк будет совершенно неуместным и непонятным.
Сразу после этого на перебрасывают в февраль 1942 года. Герой Хэнкса, командир охранения конвоя, выходит в свой первый поход. По сюжету Хэнкс чуть ли не гражданский капитан, переучившийся в военного за два месяца между началом фильма и первым выходом. В принципе это хорошее объяснение тому, как он командует кораблем — практически все ему разжевывают члены экипажа. Понятно, что это вызвано необходимостью объяснить зрителю как все устроено на флоте, но выглядит все равно тупо.

Почти сразу конвой входит в среднеатлантический разрыв и тут начинается самая мякотка. Во-первых, два эсминца охранения сразу же самовольно выходят из конвоя, чтобы поохотиться на подлодки. А чтобы Хэнкс им не мешал, делают это пока он спит. Ситуация даже по военным меркам, мягко говоря, идиотская. К счастью, проснувшийся Хэнкс возвращает беглецов в строй и даже никого не наказывает. Таких несуразностей в фильме много. Что-то сделано для зрелищности, что-то непонятно зачем.
Несмотря на то, что удивительно идеальный экипаж Хэнкса все ему (и зрителю) объясняет на пальцах, сам Хэнкс нам не объясняет ничего. Из-за этого его хитрые маневры остаются непонятными. Как и что получилось, почему и зачем он это сделал — догадывайтесь сами. Все что говорит Хэнкс — это на сколько градусов в какую сторону повернуть и отдает команды боевым частям о стрельбе. Ну, может быть, еще молится.

К слову главный герой очень набожный человек. Проснулся — прочитал молитву, сел есть — прочитал молитву (правда, за весь фильм он так ни разу и не поест, зато каждый раз перед едой будет молиться), и т.д. Даже когда он топит немцев, то не радуется, а наоборот скорбит об их душах. В этом свете, весь фильм представляется не столько военным, сколько религиозным. Добрый христианин-капитан защищает не столько корабли, сколько доверенные ему души. И борется он не с немцами, а с самими чертями. При этом, этих же чертей по-христиански жалеет.
Это и неудивительно, ведь сценарий Хэнкс писал по книге «Добрый пастырь». И то, что многое остается непонятным объясняется именно адаптацией. В книге наверняка объясняются и маневры, и действия и переживания героя. В фильме обо всем этом не догадаться, ибо весь авторский текст выброшен и не переделан в действия, как того требует язык кино.

Снято все простенько и дешево. Большей частью все происходит на мостике эсминца, которым командует Хэнкс. Тем не менее, можно сказать, что следить за этим не скучно, хотя больше напоминает не кино, а компьютерный симулятор. Все что происходит снаружи является компьютерной графикой. Здесь, конечно, нет завораживающих кадров, превращающих ленту в аттракцион, но все равно нарисовано неплохо. Не так как в «Мидуэе«.
Зато, если в «Мидуэе» прослеживается какая-никакая попытка показать подвиг всей страны в борьбе с агрессором, то зачем снят этот фильм непонятно. Как военная лента — это чисто симулятор капитана эсминца. Без смысла и сверхзадачи. Если это картина о скромных героях, то это надо додумывать зрителю. И даже не додумывать, а самому придумывать смысл фильма — настолько все плохо с выразительными средствами и сценарием.

Фильм принято хвалить за историческую точность. Это уже плохо для художественного произведения. Но проблема в том, что даже с точностью тут проблемы. Головной эсминец типа «Флетчер» был спущен на воду только в мае 1942 года, т.е. через три месяца после событий фильма. А корабль «Кидд» в фильме заявлен именно как эсминец типа «Флетчер». Понятно, что на корабле-музее снимать опять же проще и дешевле, но зачем его называть своим именем? Есть масса других неточностей, вроде того, что у немцев нет бесследовых торпед, все взрыватели контактные, фашисты не пойми что творят и зачем-то всплывают в самых невыгодных для себя ситуациях и т.д. И такого много — хвалить за историческую точность тут точно нельзя. Ругать за неточности тоже не имеет смысла — все они допущены для зрелищности.
Из плюсов — действие начинается почти сразу, без размазывания соплей и практически не прерывается. При определенном настроении метания капитана по рубке могут даже показаться интересными. С другой стороны, даже простенький фильм «Западные подходы» и тот интереснее раскрывает тему войны за Атлантику. К тому же, еще и снят во время войны. Также стоит отметить звуковое оформление, которое сделано очень качественно.

В целом, фильм так себе. Долгая трехдневная вахта капитана имеет всего один момент, когда герою приходится делать хоть какой-то выбор — спасать тонущих или идти прикрывать конвой в другом месте, пока не торпедировали еще кого-нибудь. Все остальное, включая характер героя и его проблемы, невнятно и осталось в книжке.